Отзыв редакции к фильму «Дирижер»

Станислав Орлов
21 марта 2012
Станислав Орлов написал отзыв к фильму «Дирижер»
Страсти Петровы

Камерная и чересчур личная музыкальная драма Павла Лунгина о нравственных проблемах взрослых людей на фоне иерусалимских пейзажей. Религиозный подтекст происходящих событий выражен ярко и выпукло.

Дирижер Вячеслав Петров — хмурый, жесткий и неразговорчивый мужчина, которого все боятся — накануне гастролей в Иерусалиме получает факс из Израиля с крайне печальной вестью: его единственный сын погиб. По приезду на Святую землю герой узнает подробности смерти своего ребенка и переживает духовный катарсис, вызванный чувством вины и непоправимости случившегося.

Сюжет фильма Павел Лунгин придумал под впечатлением грандиозной оратории «Страсти по Матвею», написанной митрополитом Иларионом (Алфеевым). В отличие от исторически недостоверного, противоречивого во всех смыслах, лубочного и претенциозного «Царя», «Дирижер» кажется лаконичным выдохом в вечность. Во многом благодаря великолепной игре исполнителя главной роли, литовского театрального актера Владаса Багдонаса, сумевшего передать характер своего героя одним только взглядом, жестом, скупой репликой. Проблема отцов и детей, которую каждый человек решает по-своему, приобретает здесь величие философской притчи и раздвигает рамки жанра, выводя его за пределы обычной бытовой драмы. Постоянно звучащая за кадром музыка митрополита Илариона придает этой по сути своей очень простой истории воистину библейский размах. Не меньшую роль в сюжете играет Иерусалим — город, где простое и вечное издавна идут рука об руку и создают неповторимый колорит времени, словно застывшего мушкой в янтаре. 

Невольно закрадывается и такая — парадоксальная, быть может — мысль: а ведь дирижер Петров и его трагедия в исполнении Багдонаса гораздо ближе к реальному образу Ивана «Грозного» Рюриковича, чем та злая клоунада, которую изобразил Мамонов. И ведь, кстати, настоящий Иван Грозный был композитором, писавшим религиозную музыку, что тоже роднит его с дирижером Петровым. Впрочем, вполне отождествлять этих героев, конечно, нельзя: Грозный был крайне религиозен, а Петров — атеист, который лишь со временем приходит к Богу.

Однако несмотря на мощный религиозный подтекст, «Дирижер» — своего рода разминка перед большим проектом «Пиковая дама», который Лунгин на днях запустил в производство. «Дирижера» даже было решено не представлять на международных кинофестивалях, с которыми еще с давних пор у режиссера все складывалось по меньшей мере неплохо. Прокат кинокартины также будет ограничен. Несмотря на то что формально к фильму нет никаких претензий, его целевая аудитория — отнюдь не рядовые посетители кинотеатров. Возможно, именно эта лента сможет наконец привлечь в кино взрослого думающего зрителя, задающегося проблемой выбора и ищущего в кинематографе не только сумасшедшие компьютерные аттракционы и пошлый комедийный накал.